Министерством просвещения Российской Федерации утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.
Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Обновленный ФГОС: ключевые изменения и новые возможности
1. Вариативность
Обновленный ФГОС закрепляет требования вариативности содержания основной образовательной программы начального общего образования.
2. Планируемые результаты
В обновленном ФГОС подробнее описаны результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования – личностные, метапредметные, предметные.
3. Предметные результаты
Обновленные ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Конкретизированы предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики».
4. Метапредметные и личностные результаты
Обновленные ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам, сформированным по группам.
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
• гражданско-патриотическое;
• духовно-нравственное;
• эстетическое;
• физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
• трудовое;
• экологическое;
• ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
• овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
• овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
5. Содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования
Изменились требования и к структуре содержательного раздела основной образовательной программы.
Согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП должен содержать:
• рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
• программу формирования УУД;
• рабочую программу воспитания.
6. Рабочие программы
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.
7. Рабочая программа воспитания
Внесены изменения в структуру рабочей программы воспитания. Обновленный ФГОС конкретизирует содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел основной образовательной программы начального общего образования. Календарный план должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.
8. Предметная область ОРКСЭ
В предметную область «ОРКСЭ» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль.
9. Объем урочной и внеурочной деятельности
Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3190 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
ФГОС НОО (2009 года): 2904 ак.ч. – минимум, 3345 ак. ч. – максимум |
ФГОС НОО (обновленный ФГОС-2021): 2954 ак.ч. – минимум, 3190 ак.ч. – максимум |
ФГОС ООО (2009 года): 5267 ак.ч. – минимум, 6020 ак. ч. – максимум |
ФГОС ООО (обновленный ФГОС-2021): 5058 ак.ч. – минимум, 5549 ак.ч. – максимум |
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной организации.
10. Особенности обучения детей с ОВЗ
Обновленный ФГОС не применяется для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями.
11. Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
Обновленный ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
12. Информационно-образовательная среда
Доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя (законного представителя) в течение всего периода обучения.
ФГОС НОО
ФГОС ООО
ООП НОО
ООП ООО
Учебный план 1 класс
Учебный план 2-4 классы
Учебный план 5 класс
Учебный план 6-8 классы